Slade - это непереводимое с английского слово ассоциируется с катушечными магнитофонами, запиленными дисками, с хриплым и кричащим вокалом Нодди Холдера. Сейчас можно найти кучу информации о Слэйдах. Однако.... Однако, на русском языке удивительно мало сказано об этой супергруппе 70-ых. А то, что есть, это в основном ссылки на западные home-pages. Но что Запад может знать о Слэйд! В их понимании успех это коммерческая категория: сколько продано, сколько хитов и т.д. и т.п. Но "железный занавес" (к счастью или к не счастью?) явился своеобразным фильтром всей околомузыкальной шумихи, а также навязчивого коммерческого промоушинга и рекламы. В СССР просачивались только диски, поэтому нашим критерием было "нравится -не нравится". Сейчас можно найти весь Slade и приличного качества, которое позволяет CD, но для меня так же, как и раньше лучшим альбомом остается "Nobody's Fool" и пусть в меня бросит камень тот, кто скажет, что "Whatever Happened To Slade" бездарный альбом. Так в чем же заключается феномен Slade? Все сходятся на том, что Slade есть не кто иные, как продолжатели Beatles. И этому есть не мало подтверждений. Количество хитов. С 1963 по 1970 Битлы имели 22 Top 10, из них 17 номер 1. А у Слэйдов с 1971 по 1976 было (как ни у кого другого в этот период) 16 Top 20, из них 6 - N1, 3 - N2 и 2 - N3. Слэйды на раннем этапе исполняли вещи Битлов, выступали в Star-Club в Гамбурге, а трек "Martin My Dear" Леннона - Маккартни вошел в их первый альбом. Slade также как и Битлз делали ставку на собственные песни, отличающиеся мелодичностью и простыми текстами. Slade также как и Beatles перенесли ту атмосферу, царящую в небольших залах и пивных в звукозаписывающую студию. Вся эта смесь, сваренная по рецепту великих Битлов, заправленная для остроты индивидуальными талантами музыкантов Slade, не могла не дать того взрывного эффекта, вытолкнувшего группу в полет по вершинам хит парадов в первой половине 70-ых, еще и давшая группе импульс успешного движения в 80-ых. Итак, как же они дошли до такой жизни?

Половина будущих Slade, а именно барабанщик Дон Пауэлл (Don Powell) и гитарист Дэйв Хилл (Dave Hill), начиная с 1964 года играли в малоизвестной группе Vendors. Эта группа курсировала в основном в окрестностях Вулверхэмптона (Wolverhampton), что в средней части Англии. Их репертуар в основном составляли коверы хитов таких групп как The Shadows, The Swinging Blue Jeans и др. После безуспешных попыток пристроить свои демо пленки, они в 1965 г. изменили название на N'Betweens, и стали играть вещи Ska, The Beatles. Даже записали что-то под французским лэйблом Barclay. В это время другой член будущего квартета, солист и ритм - гитарист Нодди Холдер (Noddy Holder), играл в группе Steve Brett & The Mavericks. В 1966г. он ушел в группу Listen, где подвизался в качестве road - менеджера (типа отвезти - привезти). Солистом в этой группе был Роберт Плант (Robert Plant). В это время Нодди встретил четвертого участника Slade басиста Джима Ли (Jim Lea). Джим Ли играл на многих музыкальных инструментах, он даже был солистом на скрипке в Национальном Молодежном Оркестре. Джим и Нодди обсуждали проект создания новой группы и в конечном итоге присоединились к Дэйву и Дону под маркой обновленных N'Betweens. В качестве солиста они рассматривали кандидатуру Роберта Планта, но заплатить запрошенную плату они были не в состоянии и в последний момент эту миссию на себя взял Холдер. Что случилось бы со Slade если бы солистом был Роберт Плант? Ясно одно, не было бы ни Slade, ни Led Zeppelin ни "Stairway To Heaven", ни "Mama Weer All Crazee Now". Но "история не знает сослагательного наклонения" и N'Betweens в этом составе начинает концертную деятельность на маленьких площадках с Средней Англии (в основном в Вулверхэмтоне). Играли они вещи в стиле соул, ритм-энд-блюз в хард-роковых обработках. В 1966г. Kim Fowley выступил продюсером для записи их первого сингла "You Better Run" (хит американской группы Young Rascals), реализованного в августе. Сингл имел умеренный успех дома, но остался незамеченным за пределами Вулверхэмтона. Два года прошли в безвестности, но не даром. Группа сплотилась, существенно повысила свои инструментальные навыки. И в 1969г. их пригласили на студию Fontana (одно из подразделений Philips). Здесь им представилась возможность записать свой первый LP. Их менеджером во время сессии стал Jack Baverstock. Он посоветовал им сменить название на Ambrose Slade. Под этим названием они и выпустили свой первый альбом - "Beginnigs". В альбом в основном вошли вещи известных композиторов - Lennon/McCartney, Frank Zappa, Marvin Gaye и др., а также три собственных трека. Для раскрутки альбома Ambrose Slade перебираются в Лондон и начинают выступать в местных клубах в основном в Распутине. Тут то этих веселых ребят и приметил Час Чандлер (Chas Chandler), вывший басист Animals и экс-продюсер Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Чандлеру понравилась группа, позже он сказал о Slade, что они играли в тот период лучше чем Animals. Несмотря на то, что "Beginnigs" оказался коммерчески неудачным, Чандлер немедленно подписал с ними контракт и приступил к формированию их нового имиджа. В это время в моду вошло движение бритоголовых (местные bovver - крутые ребята из рабочего класса, но не наши братки или неонацисты). Квартет подстригся коротко, обулся в высокие кожаные ботинки с металлическими прибамбасами, влез в обтягивающие джинсы и пустился с концертами по Лондонским клубам, пивным (pab), танцзалам. Чандлер также настоятельно рекомендовал группе строить репертуар на собственном материале и укоротить название до Slade, для полного завершения имиджа крутых парней. Популярность группы росла, этому способствовала и пресса, которая в основном критиковала скинхедовских (skinhead - бритоголовый) героев. Чандлер устроил подписание контракта с фирмой Polydor и в 1970г. были выпущены два первых сингла, продюсером которых выступил Чандлер - "Wild Winds Are Blowin'" и "The Shapes Of Things To Come", последняя взята из кинофильма "Wild In The Streets", с этой песней они впервые появились на Top Of The Pops. В этом же году вышел их второй альбом и первый с Часом Чандлером, практически полностью на собственном материале. Альбом назывался "Play It Loud". На конверте альбома можно видеть, что из себя представляли скинхеды Slade. "Play It Loud" постигла судьба предшественника, хотя несомненно, он представлял более высокую ступень развития творчества группы. Мода на скинхедов пошла на убыль, а в музыкальном мире начался бум глэм-рока (glam - чарующий). В соответствие с этими веяниями меняются и Slade, отращиваются волосы и в музыку вносятся коррективы.

Учитывая неудачу предыдущих синглов, Чандлер решил не рисковать и провел настоящие маркетинговые исследования. Для следующего сингла была выбрана рок-энд-рольная вещь Бобби Маршана (Bobby Marchan), устойчиво популярная в круговороте пивных "Get Down And Get With It", исполнявшаяся когда-то Литл Ричардом (Little Richard). Чандлер совместно с Slade существенно усилили его до агрессивности, добавив топанье в такт, эхо-эффекты. Однако стиль вокальной партии нашелся не сразу. Песня некоторое время обкатывалась на публике и наконец был найден рецепт успеха - пронзительное хриплое орание, которое, как казалось невозможно было исполнить. Но Холдер справился с этим. Песня имела огромный успех у публики. И только после этого был записан сингл. Выпущенный в 1971 году, сингл летом вошел в двадцатку и занял 16-ое место.Путь в чарты был нащупан. Развивая успех, группа начинает культивировать найденные решения. Slade окончательно избавляются от своего старого сценического образа. Популярность их значительно выросла, они зарекомендовали себя как выдающаяся клубная группа. В 1971г. пресса уже достаточно много пишет о них. Основной рефрен - невообразимое буйство и истерия толп подростков во время их представлений. О них положительно отзывались такие выдающиеся личности в рок музыке, как Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore - Deep Purple), Эл Стюарт (Al Stewart), а Пол Маккартни выразился в Aberdeen Press: "Я не хочу причислять Wings в разряд суперзвезд таких, как были The Beatles, а вот T.Rex и Slade можно-". Следующий сингл, вышедший в ноябре, был "Coz I Luv You". В течение двух недель он добрался до первой позиции и держался 4 недели. Эту песню написали Ли и Холдер, как и все последующие (права на записи принадлежали Noddy Holder Music Ltd./Jim Lea Music Ltd.). Это был их первый хит собственного сочинения, первый N1 и первый сингл, где они сознательно искажали слова в названии песен. За это над ними много издевались газеты, а в школах Slade признали как пагубное явление для образования Британии. Но для популярности это давало дополнительные очки. С этого начинается период наибольшей популярности и коммерческого успеха. В 1972 следует серия успешных синглов в Европейских чартах "Look Wot You Dun" (N2), Take Me Bak 'Ome (N1), Mama Weer All Crazee Now (N1), вдохновленная разрушениями в зале после их очередного выступления, Gudbuy T' Jane (N2). В апреле 1972г. реализован третий альбом "Slade Alive!" , достигший N2 в UK и продержавшийся в чартах около года. Альбом дает понять, что творили на сцене Slade (особенно три последних вещи). Журнал Rolling Stones внес этот альбом в пятерку лучших живых записей всех времен. В мае Slade предприняли свой первый большой концертный тур совместно с Status Quo. Следующий альбом "Slayed?" это первый студийный альбом, сделанный в фирменном стиле Slade, в течение трех недель он возглавлял Европейские чарты, в то время как "Mama Weer All Crazee Now" господствовал в UK. New Musical Express обозвал этот альбом одной из величайших рок-энд-рольных реализаций на все времена. В марте 1973 выходит "Cum On Feel The Noize". Эту вещь они играли перед Ливерпульской публикой и имели огромный успех. Он достиг N1 и держался до начала апреля. Похожую судьбу повторил следующий сингл "Skweeze Me, Pleeze Me", выпущенный в июне. В июле Дон попадает в автомобильную катастрофу, после которой 6 недель проводит на госпитальной койке, а после этого несколько месяцев восстанавливает память. Врачи не рекомендуют ему присоединяться к группе. В этот период на ударных его заменяет Франк Ли (брат Джима). В это же время выходит их компиляция "Sladest", наверное наиболее популярная у нас, т.к. в СССР обычно попадали альбомы, а не синглы. Эта компиляция наиболее значительна и большинство последующих сборок фактически полностью копировали ее. "Sladest" три недели был стал первым в Европе. В декабре перед Рождеством выходит сингл "Merry Xmas Everybody", проданный в первый день в количестве 250 000 шт. и ставший N1 на пять недель (он был записан в 1972г во время американских гастролей). В начале 1974г. Дон встал в строй и был записан их следующий альбом, оказавшийся на вершине чартов и распроданный мгновенно. Это "Old New Borrowed And Blue". То ли скорее надо было выпустить альбом, то ли так было задумано, но качество записи альбома было низким. Это слышно даже на CD. Хотя несомненно это одна из лучших Слэйдовских работ (чего стоит "Everyday" - бессменный концертный номер и завсегдатай всех сборок). Попытка выпуска его в Америке по названием "Stomp Your Hands/Clap Your Feets" потерпела полное фиаско. Америка не воспринимала Slade.

Идя по пути The Beatles, Slade приступают к съемкам фильма. Для промоушинга своего детища на рынок выпущены два сингла "The Bangin' Man" и "Far Far Away". Первый достигает N3 (но был запрещен на некоторых Европейских радиостанциях из-за неких моральных соображений), второй, несомненно один из самых сильных Слэйдовских номеров, N2. В конце года вышел фильм "In Flame" и одноименный sountrack, в который не вошел "The Bangin' Man". Успеха фильм не имел вероятно из-за сверхожиданий повторения Битловских опусов. Попытка сделать нечто серьезное и внушительное привело к немалой растерянности и непониманию. Фаны, на которых ориентировались до этого Slade (в основном подростки),не восприняли новые Слэйдовские веяния. В музыкальном плане Slade старались отойти от своего прошлого поп-имиджа и начали экспериментировать в направлении перехода в более серьезную категорию. На альбоме "In Flame", устранен эффект "грязной" записи, появляется прекрасная впечатляющая композиция "How Does It Feel", украшенная духовой группой, она достигла N15 в Европе, другая реализация сингла "Thanks For The Memory" добралась до N7. В сентябре 1975г. фильм выходит в Америке и терпит полный провал. В декабре выходит сингл "In For A Penny", предшествующий выходу нового альбома. Он достигает позиции 11. "Nodody's Fool" записывается в Америке и выходит в феврале 1976г. Альбом окончательно похоронил старых добрых Slade, в его звучании присутствуют фанковские ноты, а "Do The Dirty" и "Get On Up" сделаны в стиле хард-рок. Они доказали, что отход от их старых клише привел к значительному совершенствованию их музыкального творчества.

Это было оправдано и тем, что их аудитория подросла и для нового поколения они были уже "дяденьками". Альбом был просто изумителен. Однако их призыв, выраженный в названии одного из треков "Let's Call It Quits", оказался пророческим для группы. Хотя одноименный с названием альбома сингл, а также "Let's Call It Quits" имели успех, интерес к Slade начал угасать. Это вероятно явилось следствием многих факторов. Первый и несомненно главный это вытеснение с чартового Олимпа многих популярных групп новым течением - панк-рок. Второе, Slade перебрались в Америку, где их популярность была нулевой. А учитывая, что, не смотря на их чартовый успех, Slade была в первую очередь популярна в живом исполнении, в Европе о них стали забывать. Это доказали последующие годы. Не взирая на спад популярности, Slade последовательно идут по пути экспериментов, не подстраиваясь под новые веяния. Контракт с Polydor, продлен не был и Slade переходят под вывеску Barn, принадлежащую Чандлеру. Дебютом на Barn был сингл "Gypsy Roadhog". Он достиг в Европе 48 места. А "Burning In The Heat Of Love" вообще провалился. Вышедший в 1977г. альбом "Whatever Happened To Slade", был в сделан в стиле heavy metal. И вероятно появись он в начале 80-х, успех был бы гарантирован. Но волна панка захлестнула Европу, а в Америке правил бал стиль диско. Коммерчески альбом оказался не успешным. В это время Slade проводят интенсивную концертную деятельность в Америке, выступая с Aerosmith, Kiss. Но попытка завоевать американские чарты остаются тщетны. В 1978г. выходит их концертник "Slade Alive II", списка чартовых побед он не пополнил. Но как и раньше живое исполнение многих вещей (в т.ч. и хита всех времен "My Baby Left Me") звучит более эмоционально. Не будучи успешными в Америке, Slade возвращаются домой. Возврат к истокам. Так можно охарактеризовать этот период. Это возврат на любимую студию Portland Studios, это возврат в маленькие залы. Именно так и называется новый альбом, записанный в 1979г. "Return To Base". Альбом ближе по стилистике к "Nobody's Fool", ставка сделана на мелодичность. Впервые за всю историю Slade в титрах не оказалось Часа Чандлера. Продюсерами выступили сами Slade. Принимая во внимание неудачи последних лет, Barn решила не рисковать и выпустила альбом малым тиражом, причем только в UK и Нидерландах. Альбом прошел не замеченным и стал коллекционной редкостью. В отличие от Джима и Нодди, Дэйв и Дон не получали роялти с продаж дисков и по авторским правам, основной их доход был с концертов. А т.к. этот ручеек пересох, Дон решил покинуть группу и сдал свой последний Роллс Ройс внаем для новобрачных. Нодди, Джим и его брат Фрэнки образовали группу The Dummies. Трио решило окунуться в новую волну, вокальные партии взял на себя Джим, т.к. голос Холдера был слишком узнаваем. Они решили поместить свои песни в независимых европейских чартах. Им было предложено сделать запись на ультра-модной new wave/punk студии Stiff Records. Но выяснилось, что группа - это половина Slade, связаных контрактом с Barn и проповедующих совсем другую музыку. Поэтому контракт был расторгнут.

В 1980 Slade выпустили EP "When I'm Dancin' I Ain't Fightin'", который начал подниматься в UK чартах. В это время на ежегодном фестивале в Ридинге "гвоздь программы" Оззи Осборн отказался от участия в последнюю минуту и предложил в качестве замены Slade. Учредители фестиваля перехватили Slade на гастролях в Германии (Чандлер уговорил Дона присоединиться к группе). Slade вышли на сцену 24 августа 1980г., но были встречены свистом 50000 поклонников Ози. Слэйдам было не привыкать, навыки по завоеванию аудитории у них были как ни у кого другого. Успех был ошеломляющим. По горячим следам был выпущен сингл "We'll Bring The House Down", который достиг N10 в Европе. Первый Топ 10 за последние 6 лет. В начале 1981 выходит "We'll Bring The House Down", в котором 6 из 10 треков взяты с предыдущего альбома. Он достигает 25-ого места. В этом же году выходит "Till Deaf Do Us Part", почему-то причисляемый к heavy-metal. Прекрасный хард-роковый альбом, не тяжелее "Whatever Heppened To Slade". Slade заключают контракт c RCA. И предпринимают концертный тур по Европе. Опять они поют на стадионах и попадают на обложки журналов. В 1982 выходит их очередной концертник "On Stage". Отголоски нового бума докатились до Америки. Американская группа "Quiet Riot" выпустила успешный сингл "Cum On Feel The Noize". CBS Records - ведущая фирма звукозаписи в Америке подписывает со Slade контракт. Slade принимаются за запись нового альбома. Предварительно реализуются синглы "My Oh My" (N2 в UK и Топ US), "Run Runaway" (N7 в UK и первый Топ 20 в US). В Европе альбом вышел в 1983г под названием "The Amazing Kamikaze Syndrome", а в Штатах в 1984г. как "Keep Your Hands Off My Power Supply". Американский альбом достиг 33-его места. В это время "Quiet Riot" реанимирует Mama Weer All Crazee Now. Следующая сингловая реализация "All Join Hands" , предваряющая новый альбом, достигла в Америке N15. В 1985 вышел "Rogues Gallery", и четыре хита "Little Sheila", "Myzsterious Mister Jones", "Walking On Water, Running On Alcohol", "7 Year Bitch". CBS оказала слабую поддержку, были предприняты небольшие гастроли. Американская аудитория быстро потеряла интерес. Однако "Rogues Gallery" имел в Европе успех. На хвосте моды на Slade в 1986г. вышел успешный Рождественский сборник "Crackers!". В следующем году появился последний студийный альбом Slade "You Boyz Make Big Noize". Большого успеха он не имел, но уровень его был не хуже предыдущего. В 1989 Холдер и Хилл совместно с Биллм Хантом (Bill Hunt, ex-ELO 71-72, ex- Wizzard) под именем Blessings In Disguise featuring Noddy Holder and Dave Hill записывают сингл "Crying In The Rain" (ковер хита The Everly Brothers. После чего Холдер окончательно покидает слэйдовские проекты. В 90-ых выходили многочисленные разнообразные компиляции на CD. Наиболее удачные "The Wall Of Hits" (1991), включавшая два новых трека "Radio Wall Of Sound" и "Universe", а также "Feel The Noize" (1996). Дон и Дэйв опять подались на заработки, сколотив в 1992г. группу Slade II и выпустили в 1994 г. альбом "Keep On Rockin" (без Нодди и Джима), но какого-либо успеха он не имел. На альбоме была представлена одна песня Холдера, остальные написаны в соавторстве Дэйва Хилла и Била Ханта. В качестве бонуса был добавлен трек "Mary Xmas Now" в надежде, что он станет популярным как "Merry Xmas Everybody" (неизменный хит каждого Рождества в 80-ых), но напрасно. Вроде Дэйв и Дон и сейчас играют в местном клубе в Волверхэмптоне. А 12 ноября 1999г. они провели один концерт в Москве. Джим Ли работает психотерапевтом. Нодди частый гость на радио (ведущий передачи о музыке 70-ых), а также на TV, получает удовольствие от кулинарии и отцовства. Нет необходимости говорить о том, какой след оставили в рок-музыке, да и в музыке вообще, Slade. Не одно поколение "тех, кому за тридцать" продолжает получать удовольствие от их музыки.

Слева-направо:
Нодди Холдер - вокал, гитара.
Дон Пауэлл     - ударные.
Джим Ли         - бас-гитара, клавишные, скрипка, бэк-вокал.
Дэйв Хилл      -  гитара, бэк-вокал.