В кинематографе нет примеров киберпанка в исконном значении этого термина. Исключением можно считать разве что малоизвестный венгерский фильм “Метео”, снятый в 1990 году режиссёром Андрашом Месом. По сути, это единственный киноэквивалент оригинального киберпанка. Действие происходит в мрачной Венгрии будущего. Один из главных героев повествования - Эккер - инфантильный социопат и одновременно компьютерный гений, работающий метеорологом в некоей компании, влияющей на погоду. Все свободное время он лежит в холодной ванной и ловит кайф, смотря фантасмагорические трипы про приключения антропоморфных животных. В какой-то момент старший брат Эккера - Веро и его подельник Берлиоз решают провернуть одно дельце: они хотят заставить Эккера взломать букмекерскую сеть, чтобы потом разбогатеть с помощью ставок на скачки. Однако, в итоге эта афера приводит всех троих героев к неожиданной и не очень приятной череде событий...
Фильм Андраша Меса любопытен необычайно продуманной атмосферой холодного, депрессивного, монохромного мира, который во многом предвосхитил визуальный ряд таких фильмов, как “Деликатесы” и “Дети чугунных богов”. В этом мире власть имущие красиво одеваются и существуют на высших этажах общества, а простолюдины вынуждены влачить своё существование в бескрайних гетто, раскинувшихся на месте заводских цехов, отдаваясь при этом мошенничеству, торговле барахлом на рынках и рейв-вечеринкам. О том, что происходит за пределами Венгрии, в фильме говорится немного, но судя по косвенным свидетельствам, у большинства соседей всё ещё хуже. Так, в какой-то момент герои фильма вынуждены приютить проститутку, в которой Веро опознает беженку из Болгарии.
Декорации и реквизит картины явно были собраны на коленке, но подобно тому, но сколь уместен был копеечный реквизит для многих других образчиков малобюджетной фантастики, столь же на пользу он идет и этому фильму, подчеркивая местный восточноевропейский колорит. Так Берлиоз холит и лелеет в качестве своего главного сокровища православную икону, главные герои общаются при помощи старых телефонов, в которые вживлена какая-то компьютерная автоматика, носят в качестве головных уборов советские танковые шлемы и разъезжают на хромированной Чайке ГАЗ-13. Прочий местный автопарк составляют старенькие Газики, Нивы и Волги, роль футуристических фонарей выполняют перевёрнутые набок светофоры, а в роли музыкальных инструментов на рейв-вечеринке вписались старый автомобильный двигатель и барабан от стиральной машины.
Нелишним будет отметить, что более ничего не снимавший режиссёр Андраш Мес - явный бывалый знаток фантастики, так как любовно разбросал по фильму отсылки к произведениям мэтров жанра. Так, например, обитание героев в обветшалых здания, которые периодически сносят целыми кварталами, вынуждая персонажей без конца перебираться от одного гетто к другому - явная отсылка к уже упоминавшемуся роману “Мечают ли андроиды об электроовцах?” Филипа Дика. Социопатичный компьютерный гений навеян героем романа “Граф Ноль” Уильяма Гибсона, а его бесконечные посиделки в ванной, сопровождающиеся пребыванием в мире иллюзий - кивок в сторону “Хищных вещей века” братьев Стругацких. Поданный на возвышенной и слегка припанкованной ноте финал тоже вполне в духе Гибсона. Конечно, любителям блокбастеров творение венгерского режиссёра может показаться непонятным и скучным, но кино как бы и не стесняется показывать, что оно снято не развлечения ради, а специально для поклонников книжной фантастики. Если вы себя к таковым причисляете - посмотрите “Метео”, не пожалеете.
8/10
leoberg124, очень советую тебе данный фильм. Местную атмосферу и визуальные изыски в духе "Детей чугунных богов" ты наверняка оценишь.