Экранизация повести Барри Лонгиера. В будущем между колонизаторами космоса-землянами и инопланетной цивилизаций гуманоидных рептилий Драков (Dracs - производное от dargons) разражается война. Во время одного из боёв на необитаемой планете терпят крушение два истребителя - земной и дракский. Встретив дракского пилота, пилот-землянин Уиллис Дэвидж пытается убить первого по банальным причинам: потому-что ему привили ненависть к Дракам и потому-что Драк ему банально противен. Но Уиллису это не удаётся и он становится пленником своего противника. Однако, трудные условия на необитаемой планете заставляют воинов двух враждующих рас преодолеть ненависть друг к другу, научиться гуманному отношению к иному существу и стать самыми близкими друзьям. Однако, главное испытание ещё впереди...
История взаимоотношения двух героев выстроена и показана очень фактурно: на первых порах, когда персонажи ещё воспринимают друг друга как враги, преобладают общие планы без фокуса на героев, а по мере развития истории демонстрируется всё больше и больше крупных планов лиц. Землянин, являющийся главным героем, в начале фильма показан подчёркнуто самоуверенным и орграниченным, что достаточно справедливо. И даже больше проявляешь симпатию к его разумной рептилии, волей судьбы оказавшейся напарником главного героя, нежели к самому Уиллису. Но, в конце концов, он, кончено же исправляется. Играющий Джерри Луис Госсет младший хорошо отыгрывал эмоции пришельца Джерри, что их не скрыть даже за резиновой маской. Не меньше порадовал вечный плохиш Голливуда Брайн Джеймс в роли космического бандита. Ну и вторая половина фильма, рассказывающая о маленьком пришельце, очень трогательна.
Месседж картины хорош и понятен, концовка очень оптимистична. Вполне закономерно, что фильм о гуманизме и, в некотором роде, о "дружбе народов", оказался одним из американских блокбастеров, вышедших в СССР в широкий прокат.
Не стоит обходить стороной и визуальную составляющую фильма. Декорации космического корабля, космические полёты и цветастые атмосферные явления неизведанной планеты сделаны явно по стопам "Звёздных войн" и при этом выглядят ничуть не менее достойно, чем у Лукаса. И всё это в духе восьмидесятых - с размеренным монтажом, с размахом и с качественными макетами и декорациями. Есть тут и земляной инопланетный хищник, напоминающий что-то среднее между Ранкором из "Возвращения Джедая" и песчаным червём оттуда же, и небольшие панцирные существа, похожие на трилобитов, которые тоже выглядят весьма достойно.
Не смотря на все достоинства, фильм провалился в прокате. Однако, на мой взгляд, он ничем не уступает спилбергоским "Контактам третьей степени" и "Инопланетянину", пусть он и не столь знаменит. Но влияние на другие медиапродукты он всё же имел. Так Госсета ещё раз пригласят на роль пришельца, а именно позовут озвучивать Вортигонта в "Халфе", а сам фильм вместе с "Неукротимой планетой" Гаррисона очень явно и во многом оказал влияние на перестроечную анимационную дилогию Геннадия Тищенко о планете Геона.
9/10