В начале 90-ых "Терминатор 2" и "Парк юрского периода" подарили зрителю свежую обновку - компьютерную графику. Надо сказать, что и в Т2, и в ПЮП обладали и хорошим сценарием, и хорошей режиссурой, а CGI-технологии там использовалась весьма органично - лишь там, где нужного эффекта было не добиться с помощью грима, макетов и аниматроники. Эта обновка, которую блокбастермейкеры использовали с большой аккуратностью, добавляя с помощью неё лишь отдельные штрихи в общую картину, зрителя крайне впечатлила и возник запрос на компьютерную графику. В ответ на него началась штамповка сезонных блокбастеров, в которых упор делался на компьютерные спецэффекты, а всему остальному уделялось куда меньше внимания: сценарии были откровенно слабые, фильмы обилывали ляпами, но зритель был одурманен новой игрушкой - CGI - и до всего остального ему не было дела. И в следующие годы балом в театральном прокате правили первые блокбастеры Эммериха и ранние фильмы Майкла Бэя.
"Особь" - фильм, отражающий переход от прежнего дорогого жанрового кино к блокбастерам нового типа. В основе сюжета лежит достаточно популярный в фантастике сюжет о монстре, которому необходимо спариться, чтобы продолжить род. Сценарий Денниса Фельдмана, который вспоследствии выдаст скрипт к стерильному по всем параметрам "Вирусу", послабее сценариев к дорогой фантастике 80-ых, но не так беспомощен, как сценарии большнства современных высокобюджетных фильмов вроде какого-нибудь "Мира юрского периода". Какой-никакой саспенс улетучивается уже где-то в начале, действие линейно, логика в поведении героев хромает (почему обладающие властью люди не могут спустить на мутантку батальон охраны, находящийся в их подчинении? или почему они, скажем, не пустят по её следу ищеек? а идти одним в тёмную канализацию - о да!). В принципе, глуповатость главгероев вполне укладывается в рамки клише (такая глупость в рамках клише проскальзывает в том же "Чужом") и вполне нормально, но почему-то тут она мне резко бросилась в глаза. Наверное, потому что перед этим я смотрел "Криминальное чтиво", в следствии чего возник резкий контраст.
Картинка, снятая не на цифру, и монтаж, который не пыщет доведённым до абсурда клипмейкерским подходом, приятные.
Дизайн Особи разработан Хансом Руди Гигером, чей талант оказался востребованным ввиду того, что на нём лежит часть ответственности за успех понятно каких фильмов. Благодаря нему же можно лицезреть визуально впечатляющую сцену с монстром-поездом. Есть и забавный младенец крипозоидов с хамелионьим языком. Грим, макеты и костюмы хороши. Но местами, уже ближе к концу, Особь заменяет компьютерная модель. При просмотре этих моментов не возникает никаких сомнений в том, что имели место быть попытки сделать зрелищные сцены с компьютерной графикой. Но компьютерная модель выглядит слабенько даже для своего времени и положительных эмоций. Видимо, сказалось отсутствие спилберговского бюджета.
В целом "Особь" скорее понравилась, чем нет: простенький фантастический ужастик с приятной картинкой, хорошей операторской работой. Местами есть неудачные попытки сделать что-то зрелищное при том, что общей логике и всему остальному внимания уделяется совсем немного, при том, что такая повальная тенденция в дорогом жанровом кино тогда только намечалась. Но, в общем-то, "Особь" - не худший вариант для отдыха.
6,5/10