Советское кино принято хвалить, и не мудрено - на фоне нынешнего коммерческого шлака и перестроечной чернухи даже самые слабые советские картины выглядят выигрышно. Но снималось ли в СССР плохое кино, откровенно слабое, вторичное и неинтересное? Конечно снималось! И характерным примером плохого фантастического фильма советских времён можно считать "Акванавтов". Растянутый на более часа сюжет можно пересказать одним переложением: в недалёком будущем иностранный самолёт терпит крушение где-то в наших водах, повреждая станцию по выработке дейтерия, а бригада аквалангистов (тут их называют акванавтами, хотя в чём их отличие от обычных водолазов - непонятно) по мере спасения станции обнаруживает ската-манту, который случайно стал разумным из-за того, что в затонувшем самолёте была технология копирования матрицы разума, которая скопировала манте разум покойной невесты одного из акванавтов. И всё, однако! Для короткометражки это было бы нормально, но целый час наблюдать за заплывами водолазов, перемежающимися с документальной хроникой из жизни морских глубин, скучно. Оригинальная повесть Сергея Павлова, по которой был снят фильм, была куда более насыщенной, а акванавты были буквально биологически модифицированными людьми. Но реализовать интересные идеи повести на экране не дал не сколько бюджет, сколько сценарная и режиссёрская лень.
Постановка некудышная: мало футуристических атрибутов, которые указывали на то, что действие происходит в будущем, а не в настоящем, много сомнительной необходимости крупных планов на лица актёров. Монтаж плохой: в одной из сцен герой задыхаестя по водой, а потом - резкая смена кадра, и он уже валяется на дне подводной станции. То, как он проходил через шлюз и оказался на станции, нам не показали и не обяъснили: просто поставили перед фактом. Попытки совместить документальные съёмки манты, кадры с имитирующей его ненатуральной куклой и актёрами вообще курам на смех, на уровне перестроечного "Подземелья ведьм" Мороза. "Капитан Немо", снятый на Одесской киностудии несколькими годами ранее, в плане совмещения хроник подводной жизни и кадров с актёрами был куда изобретательнее.
Режиссёр, Игорь Вознесенский, как я понимаю, был большим фанатом кино и пытается подражать совмещением жанра фантастики "ближнего боя" с любованием подводным миром хитовым советским фильмам, которые смотрел в юности - "Человеку-амфибии" и "Тайне двух океанов". Подражание - это, конечно, форма выражения лести, но это подражание уровня американских фильмов категории Б, которые пытались косить под голливудские хиты при меньшем бюджете и меньшем мастерстве режиссёра. У данного режиссёра я также смотрел фантастический детектив "Идеальное преступление" - и он тоже был слабым и скучным подражанием нуарам. Так что для меня Вознесенский - очень слабый, хоть и насмотренный постановщик, который пытался подражать своим кумирам, но мастерства ему никак не хватало. В частности, его "Акванавты" кривоваты и скучны. Хотя смотрибельны. А повесть Павлова заслуживает куда лучшей экранизации.
4/10