Тут, на самом деле, лично я вижу два возможных варианта: первый это то, что Дэвид Грин после успеха предыдущих работ с франшизой, слишком сильно поверил себя и решил, что он настолько хорош, что даже из плохих идей и провальных находок других авторов, ранее работавших над серией, он, такой талантливый и одарённый сумеет сделать что-то действительно хорошее и интересное, если подойдёт к ним со своего авторского виденья. Второй же куда более печальный – у режиссёра, который первоначально не целился ни в какую трилогию, а просто создавал любовный оммаж классическому фильму Карпентера, просто не было никаких внятных идей, о том, как продолжать в общем-то законченную историю 2018-го года, и поэтому он не нашёл ничего лучше, чем искать вдохновение среди плеяды им же забракованных и выброшенных на помойку сиквелов. Тут, нужно отдать Грину должное, к плохим идеям, отвратительно воплощённых в более ранних работах, он попытался подойти более грамотно, проанализировав и проведя работу над ошибками, тем самым разобравшись, почему эти самые идеи не сработали. Так, например, живущий в недрах канализации Майкл является очевидной аллюзией на разруганный всеми восьмой фильм цикла «Хэллоуин: Воскрешение:» (хотя, многие малообразованные хомяки проводят здесь параллели с новой дилогии «Оно» за авторством Андреса Мускьетти, это не так, это именно оммаж «Воскрешению»), вот только сделано это на порядок менее абсурдно и более логично. Если в «Воскрешении» нам показали целую канализационную сеть из туннелей и пещер, где у маньяка даже есть своя квартирка-офис, с холодильником, печкой и архивом на дому, а один из ходов и вовсе ведёт прямо в подвал дома маньяка, куда тот время от времени даже выбирается и зависает, то вот здесь всё куда более реалистично и убедительно: канализационный отстойник, в котором обитаем Майкл маленький и грязный, там нет мебели и удобств, нет длинных туннелей, при помощи которых убийца спокойно передвигается по городу, да и вход в «логово» всего один, расположенный где-то на задворках Хэддонфильда. Другая очень плохо работавшая идея с преемственностью более молодого поколения маньяков здесь тоже в наличии, и ведь это уже не второй, и даже не третий раз, когда сериал залезает на данную территорию. Впервые попытка выдать Майклу более молодого напарника-сменщика произошла ещё в далёком 1988 в откровенно провальной четвёртой части с подзаголовком «Возвращение Майкла Майерса», где под самый финал, расстрелянного толпой озлобленных реднеков, маньяка подменяет его молодая племянница году (и даже там это было прямым плагиатом на пятую часть «Пятницы 13»). Затем, в уже не столь далёком 1995 году была попытка номер 2, где маньячное ремесло хотели переложить уже на внучатого племянника убийцы, Дэнниса Строуда в «Проклятии Майкла Майерса». Ну и последний гвоздь в крышку гроба данной задумке вбил лично Роб Зомби со своим запредельно убогим и бездарным «Хэллоуином 2» 2009 года выпуска, где убийцей под финал сделали сестру Майерса – Лариску (и да, не ЛОРИ в исполнении легендарной королевы крика, Джейми Ли Кёртис, а именно ЛАРИСКУ в неуклюжем перфомансе Скаут-Тейлор-Кактотамовнывсёравновсемнанеёпохрен). Но и здесь Грин пошёл по более новому и до этого не обкатанному пути – он не стал делать приемника родственником Майкла, а взял как бы случайного персонажа, который подобно молодому любителю кунг-фу из средних веков Дальнего Востока, был изгнан из родной деревни злобными односельчанами и в отчаянных поисках места в жизни нашёл живущего удалённо от людей старого сенсея, который открывает перед ним врата нового, переполненного доселе невиданной мудростью и самосознания пути.
С Кёртис и её внучкой попытались разыграть некое подобие «эволюции», но вышло это опять же, неубедительно. Лори теперь стала писательницей, решившей написать биографию Майерса, при этом она как бы отрекается от самой себя из предыдущих двух фильмов – то есть, всячески отрицает тот факт, что Майерс может в один прекрасный день в очередной вернуться на улицы города и снова начать резню. Интересная логика у Грина – пять убийств и сорок лет строгого заточения, но Лори всё это время ждала возвращения маньяка чуть ли не ежедневно. Здесь же со времён событий предыдущей вылазки прошло всего четыре года, смертей было гораздо больше и резня оказалась гораздо масштабнее, а маньяк так остался непойманным и безнаказанным и очевидно, бродит где-то не так уж далеко от Хэддонфилда, но теперь у Лори всё окей и она живёт нормально и развязано. Про внучку особ сказать нечего, она как и была только для галочки, так для галочки и осталась, несмотря на то, что здесь ей уделили заметно больше экранного времени и вывели её с третьего плана на второй. Новый маньяк Кори Каннингем (это, что, такая отсылка на режиссёра первой «Пятницы 13»?) потенциально мог бы быть интересным персонажем, его арка становления прорисована довольно неплохо, особенно радует, что ушли от ублюдочного клише с несчастным детством и плохими родителями, а сделали его скорее жертвой одного резкого, случайного и спонтанного случая. Вот только прописан он довольно слабо, диалогов как таковых у него очень мало, да и актёр Роэн Кемпбэлл свою роль очевидно получил исключительно из-за своего поразительного сходства с Тонни Мораном, который играл «лицо» Майерса в оригинальном фильме в течении нескольких секунд. Сходство действительно поразительное, будто бы внук и дедушка. Но это единственный его плюс, играет он очень дубово и уныло, мимика бедная и неразработанная, что сцены гнева, что сцены драмы, что сцены счастья отыграны вообще идентично. Да и сам персонаж недоработан: так и непонятно, как он связан с Майерсом и есть ли у него какие-то аналогичные способности: вроде бы он местами проявляет некое подобие более мощной физической силы (убийство радиоведущего и драка с Майерсом), но в основном, ведёт себя очень сдержанно. Вроде бы, в финале получив две пули и ножом в горло, всё-таки выживает, но при этом, травмы для него всё равно фатальные и двигаться он не может, дожидаясь, когда его в итоге добьёт разочаровавшийся в ученике «сенсей».
По части персонажей второго и третьего планов тоже довольно много само повторов из проигнорированных сиквелов. В наличии – радиоведущий – дегенерат, оскорбляющий и поливающий фекалиями всех, кто попадает в поле его зрения из шестого (его, кстати, убили куда круче, чем в «Проклятии», там Майкл ему вяленько воткнул нож в пузо, а затем повесил на дерево, перевязав гирляндами, аки ёлочную игрушку, здесь де было довольно круто, да ещё и с отсылкой на корейского «Олдбоя»), мажорный подросток-мудак с компанией таких же дегенератов и дорогой машиной, чью полировку исцарапал маньяк из пятого, озабоченный доктор с медсестрой-любовницей из второго, неадекватный владелец заправки из четвёртого и даже мать-истеричку из робозомбированной дряни и то завезли. Ну хоть осточертевшую и намозолившую до крови глаза, куртизанку Даниэль Харрис на этот раз не стали во франшизу возвращать, за это от меня плюс.
Другим весомым плюсом можно назвать режиссуру фильма. Всё-таки Грин режиссёр скорее хороший, чем плохой, хотя прямо талантом я назвать его не могу. Но тем не менее, красивую картинку в сочетании с несколькими напряжёнными сценами он доставить смог. Радует работа оператора и монтажёра. Нет трясущегося оператора-паркинсонщика с хроническим онанизмом из шЫдЭФроФФ Зомбика, нет неуместной ярко-голубой цветокоррекции из четвёртого фильма, нет странной «плавающей» камеры, норовящей время от времени хаотично налетать на лица персонажей из пятой части, нет припадочно-эпилептических вспышек и беспорядочной нарезки кадров из театральной версии шестой. Дурацких псевдо-документальных кадров из камер от первого лица из восьмой части, конечно же, тоже нет. Всё снято довольно красиво и ровно, переход от сцены к сцене преимущественно плавный и спокойный, ты прекрасно понимаешь, что только что произошло и кого и как убили. Хорошая работа с освещением, грамотные ракурсы.
И если саспенс Грин ещё кое-как с горем пополам вытягивает, то вот экшн-сцены, он как не умел снимать, так и не научился. Опять же, рукопашная драка Кори И Майкла ближе к финалу сделана не настолько вырвиглазно-нелепо, как каратешные бои с Бастой Раймсом, или не настолько тупо и криво, как драка с Кеном Фори на толчке заправки, но тоже не слишком хорошо. Да и уместно ли вообще запихивать эпизоды с мордобоями, лихой пальбой и погонями во франшизу, в чьём оригинальном прародители из условного экшена был разве что двухминутный угон машины, да шесть выстрелов из револьвера перед финальными титрами? Не особо радует и финальный поединок Лори и маньяка, который напомню, в данной временной ветке не её брат. Сцена по сути повторяет «Хэллоуин: 20 лет спустя», н только выглядит гораздо ленивее, бюджетнее и как-то совсем без огонька. В седьмой части было действительно очень круто и насыщенно: Майкл под финал и топором в ключицу получал и ножом в грудь и со второго этажа полёт осуществлял и даже флагштоком со звёздно-полосатой тряпкой в брюхо был проткнут. А здесь что? Пара порезов ножом, да локтевой сустав сломанный в режиме Стивена сигала и… всё. Дедушка благополучно затих, после чего и отправился в промышленный измельчитель для металлолома. Ну как-то совсем нет ни эпичности, ни напряжения.
Самый большой вопрос в этой истории, это конечно сам Майерс. Что с ним вообще произошло? Почему между предыдущим фильмом и эти он настолько сильно сдал? Концовка «Хэллоуин убивает» нам напрямую дала понять, что все полученные раны для него по факту, не опаснее лёгкого толчка в плечо. То, как бодро и совершенно спокойно он встал поле жесточайшей схватки с толпой горожан напрямую давало зрителю понять, что со здоровьем убийцы всё в полном порядке, и он в свой шестой десяток даже крепче и свежее, чем в юношеские годы, пришедшиеся на конец семидесятых. Так почему же он здесь такой вялый, ослабевший и будто бы чем-то серьёзно заболевший? Никакого ответа на этот вопрос нам так и не дадут. Да, у него всё ещё есть сверхчеловеческая сила, он поднимает взрослую женщину за горло одной рукой, сворачивает шею взрослого мужика как головку спички, довольно легко швыряет Лори через кухню и т.д. Но вот проявляется эта сила у него не всегда, а как бы фрагментарно, то есть, то она есть, то её нет. Также и с выносливостью и живучестью – Майерс, конечно, всё ещё способен выдержать повреждения, способные убить обычного человека, но в сравнении с предыдущими двумя сиквелами всё того же Грина, он ну прямо совсем плохой, из-за чего действительно возникают ассоциации с «Логаном» Джеймса Менголда, где Росомаха сдавал аналогичным образом. Вот только там этому было логическое объяснение, и оно не касалось почётного возраста когтистого мутанта, а упиралось в отравление специальным химикатом, который непрерывно в течении нескольких десятков лет закачивали в кровь героя. А здесь что? Почему Майкл угас? Может быть его прокляли друиды из культа Торна в отместку за то, что их выбросили из канона? Или же его изловил злобный ирландский создатель игрушек, продающий детям маски, разрушающие человеческую голову, если одеть её на Хэллоуин, и в течении четырёх лет ставил над Майклом различные алхимические эксперименты, которые в конечном итоге истощили маньяка как ментально, так и физически? Ну или же в его обгоревшие руки попались DVD диски с ремейками от Роба Зомби и убийца после просмотра испытал такой чудовищный шок, что его нервная система была непоправимо разрушена? То есть из идеи слабеющего, но всё ещё могущего удивить и боеспособного Майкла можно было сделать что-то вполне интересное, объясни нам авторы хотя бы примерно, как устроен сам Майкл и принцип работы его сверхъестественной силы. Но на всё это ответов Грин нам так и не дал, заставив зрителя путаться в догадках и бродить в густом тумане полного непонимания. Неужели нельзя было дать хотя бы крошечный, малюсенький, туманный намёк? Мы ведь уже далеко не на территории фильма 1978-го года, нам нет нужды ограничиваться цитированием монологов Дональда Плезенса об «абсолютном зле».
В плюсах здесь конечно, сам внешний вид убийцы: начиная от реалистично потрёпанного, сгнившего костюма, который теперь действительно портится и пачкается, после длительной жизни под землёй, в отличие от того же «Воскрешения», заканчивая просто нереально крутым гримом изуродованного лица. Если раньше всё, что нам могли показать это максимум, малость обожённые руки, то вот здесь все полученные повреждения и мягко говоя, нездоровый образ жизни переданы в лице и теле Бугимена максимально реалистично. Старые ожоги, шрами от ударов и порезом, какая-то жуткая сыпь и гнилые язвы по всему лицу. Очень круто. Хотя и здесь авторы несколько разочаровали, показав лик убийцы так, чтобы мы увидели, как можно меньше, даже под финал-кульминацию, когда Лори стягивает маску с окровавленной головы побеждённого убийцы, Грин в компании оператора стараются не смаковать планы лица, что минус. Как следует рассмотреть истинное лицо киллера получится только на тестовых промо-кадрах, да на фотографиях со сьёмок.
То есть, подводя итоги, можно сказать, что Грин тоже наступил на грабли. Не так болезненно и с наскока, как авторы дурацкой «трилогии Торна» и попсового «Воскрешения», а главное наступил он, не на детские грабли, как Роб Зомби, да и подставил он под удар не столько лоб, сколько скорее, плечо. Но всё же на грабли он наступил, и удар, хоть и не был столь сильным, но синяк, несомненно оставил. Стало ли кино лучше плохих 4, 5, 6 и 8 частей и днищенских фильмов от Зомбака? Да. Но вот получилось ли кино от этого хорошим? Нет. Есть очень хороший как для слэшра визуал, неплохая атмосфера в духе более старых фильмов, парочка жестоких убийств в которых, вполне хватает крови и мясца. Но многое из этого перекрывает отвратительно написанный сценарий, сдавший, поплохевший, больной Майкл Майерс, унылые вторичные персонажи и отстойная финальная разборка. Фанатам франшизы советовать к просмотру не буду. И не потому, что им может не понравится, а потому, что они и так уже давно его посмотрели. Для остальных же – строго по желанию.
4/10
Отредактировано Папа Хэйдс (2023-06-07 13:13:11)