Итак, заходя с козырей, скажу, что я не слишком люблю хоррор жанра фаунд футтадж. Не то, чтобы он мне совсем не нравился, среди представителей сего специфического направления довольно много любопытных экземпляров – японские «Оккультизм» или «Проклятие» (то, что «Noroi» 2005-го года, не путать с франшизой от Такаси Шимицу), корейская «Психиатрическая клиника Конджиам» или таиландский «Пара нормальные явления: Медиум», просто я, наверное, чересчур уж олдфаг в отношении восприятия хоррор как такового. Всё-таки я ещё в начальной школе уже довольно хорошо был знаком с кино творчеством Стюарта Гордона, Клайва Баркера и Уэса Крейвена, а оттого слишком уж сильно привык именно к традиционному стилю съёмки и подачи в своём любимом жанре. Ту же «Ведьму из Блэр» в годы её хайпа я вообще никак не сумел потянуть, хотя и пытался смотреть под настроение, причём несколько раз подряд. И я не хочу сказать, что мне такое кино не нравится. Скорее уж, лично я к подобным фильмам в своём большинстве просто равнодушен, так как прекрасно понимаю, что как бы реалистично они не были сделаны, это всё-таки постановка, и как с вышеперечисленной «Ведьмой из Блэр», которая в годы выхода удосужилась нехило так наебать несколько сот тысяч зрителей, они лично меня никогда не запутают и не убедят в своей правдоподобности. В добавок ко всему, все эти «найденные плёнки» как правило имеют крайне однотипный и аналогично структурированный сценарий, в котором группа исследователей прётся в какое-то проклятое место с целью создания документального фильма-расследования, предварительно знакомя зрителя с историей этого самого места. А затем персонажи попадают в гущу событий, где их одного за другим изничтожает потусторонняя пакость.
Данный же фильм зашёл с совершенно другой, неожиданной для многих зрителей, стороны. Ну, прежде всего, это конечно, комедийность и трэшовость происходящего. Перед нами не серьёзный жутик, а жутик, смешанный с элементами жесткого юмора. Это первый на моей памяти мокьюментари – хоррор, где всё подаётся без какой-либо нарочитой серьёзности и претенциозной мрачности. По факту, перед нами чернушная и очень кровавая комедия, с кучей отрубленных конечностей, изувеченных тел и литрами кровищи и гноя. Ни о какой попытки сделать типа ВУМное расследование проклятого места с глубокой драмой пострадавшего главного героя здесь нет и близко, напротив, авторы даже не пытаются скрыть от зрителя, что они вдохновлялись франшизами «Зловещие мертвецы», «Пропащие ребята» и «Реаниматор». Также стоит сказать пару слов о сюжете: дело в том, что главный герой этого фильма ввязывается в неприятности вовсе не по той же самой причине, по которой это делает любой другой главный герой такого рода фильма – он не пытается снять собственную документалку о проклятом месте и не ставит целью провести некое расследование относительно произошедших здесь ранее трагических событий. Конечно, здесь есть некоторые фишки с изучением истории дома и его обитателей, а также кадры из хроник – расследований тех, кто ранее действительно пытался исследовать причину происходящей чертовщины, но они здесь обыграны в другом контексте. Главный герой это хайпожор и позёрище, который по факту просто хочет сорвать большое количество просмотров для своего ютуб-канала, а также заработать на этом деньги и славу. К изучению истории дома он приступает только с целью повысить собственный рейтинг.
Грим и спецэффекты на удивление высоком уровне. Что сразу бросалось в глаза, так это стремление создателей к максимально практическим эффектам. В эпоху, когда в хорроре часто доминирует компьютерная графика, «Смертельный стрим» возвращает жанр к старой школе, и это творит чудеса. И тут не только кровопускание и отделённые части тела, а и внешний вид, и дизайн самих призраков: они жуткие и достаточно разнообразные. Прогнивший до костей, трухлявый призрак-полицейский (ну, чисто фульческий зомб), очень жуткий человек-крыса, толстая безголовая бабка со сползающей кожей, высокий и тощий демон, похожий на инопланетянина, ну и как забыть детей-сиамских близнецов, в лучших традициях верхувенского "Вспомнить всё". Как для фильма с крошечным бюджетом дизайн существ просто фантастический – гротескный, оригинальный и удивительно разнообразный. ты чувствуешь воздействие монстров буквально через экран, видишь грязь и различные мелкие детали, и это поднимает реализм на новый уровень. Всё это подаётся в очень бодром и энергичном драйве: действия много (хотя первые минут 25-30 всё-таки придётся малость поскучать), экшн-сцены с тварями, так же как и некоторые сценарные решения отсылают нас ко второй части "Зловещих мертвецов".
Есть ряд эпизодов, которые повторяют вышеперечисленных "Зловещих мертвецов-2" едва ли не покадрово: главный герой падает в ванную, наполненную какой-то жидкой чёрной дрянью, а когда высовывает голову, оказывается одержимым злым духом и у него белеют глаза, прямо как у Эша, когда он упал в грязную лужу в лесу. Или эпизод с отрубанием себе пальца, с последующим заматыванием обрубка серебристой изолентой, то же самое делал Эш со своей осатаневшей рукой и обрубленной культяпкой. Есть, конечно и ряд спорных сценарных находок с явным перегибанием палки, вроде момента, в котором главная демониха заставляет ГГ пить собственную мочу или довольно длинная прощальная речь Шона с его собственной аудиторией, где он ни с того ни с сего решил поднять тему важности повестки (думаю, это авторами делалось исключительно для того, чтобы получить высокую оценку на Тухлых Помидорах). Но если не сильно раздражаться и не сильно обращать внимание на данные решения, то серьёзно они просмотра подпортить не должны.
Подводя полноценное итого, сие кино, конечно, совершенно никакой революции в жанровый кинематограф не привносит, да и донести до зрителя какого-то откровения оно и не пытается, но тем не менее, выглядит свежим и незатасканным, а главное, в меру интересным. Я, конечно, не сильно разбираюсь в мокьюментари – хорроре, за этим к нашему уважаемому администратору leoberg124 (между прочим, хотелось бы и его мнение узнать про обсуждаемую ленту), возможно, это и не первый фильм подобного рода, который сделан как чернушная восьмидесятая хоррор-комедия, но лично для меня это первая подобного рода лента, а значит, и в каком-то смысле, это что-то действительно новое. "Смертельный стрим" вполне удачный пример правильно сделанного низкобюджетного хоррора. Это крепкий, забавный и вполне пугающий фильм, который очень выигрывает от своей приверженности к хоррору восьмидесятых. Если вы поклонник ужасов о найденной плёнки с оттенком черной комедии и цените мастерство создания практичных спецэффектов, "Смертельный стрим" — это то, что вам обязательно нужно посмотреть. Это напоминание о том, что старые добрые механические эффекты в сочетании с натуральным гримом могут создать поистине запоминающиеся и жуткие кинематографические впечатления. Настоятельно рекомендуется!