HELLRAISER
ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА
CLIVE BARKER 1987
В истории кино есть три знаменитейшие серии хоррор-фильмов. Первое место по известности занимает, безусловно, серия "Кошмар на Улице Вязов" - перлы Фреда, его облик, его ножи впились в память почти всем. На втором месте - "Пятница, 13-ое". По правде говоря, я не пониаю, что привлекательного было в первых трёх фильмах, слэшеры заурядные... ИМХО. Прошу прощения за отступления от темы.
Так вот, на третьем месте знаменитых пугалок вооседает жестокий и мистический сериал "Восставший из Ада". Начался он с рассказа Клайва Баркера, жутковатой философской повести о извращённости человеческих желаний. Рассказ перетерпел некоторые изменения и превратился в полноценный сценарий, а Баркер - в режиссёра. Итак...
Уголовник, урк, гопник, бандит, фанат инцестов с сестрой и просто плохой парень по имени Фрэнк во время своих странствий по Азии покупает у странного торговца загадочную шкатулку Лемаршана - кубик Рубика эпохи Инквизиции. По преданию, Лемаршан смастерил "кубический ключик" к безраздельным насладжениям, которыми управляют демоны-сенобиты, стражи Ада...
Обставив чердак в лучших традициях подростков-сатанистов-блэкарей, Фрэнк проявляет чудеса изобретательности уровня первоклашки и открывает шкатулку. Когда первая цепь с крюком на конце, вылезжая из шкатулки, впилась в его тело, он был ещё счастлив...
Зловещий синий свет. Мрачные корридоры. Сырые стены. Холодный пол, залитый кровью. Бесконечное множество цепей с крюками, свисающих с потолка. Многочисленные столбы-арсеналы, увешанные мясницким инструментажем - крюками, тесаками, кольями. Прелюдия Ада.
Высокие фигуры в чёрных кожаных одеяниях приблизились к тому, что когда-то было Фрэнком. Один из незнакомцев, лысый бледный человек (или не человек) с головой, утыканный гвоздями, аки ежик в тумане, подобрал шкатулку, которая как домашний котёнок охотно приняла свой прежний вид. Человек усмехнулся. Ещё одна душа.
Через пару дней в дом, где пропал Фрэнк вселяется семья его сестры Джулии. Её муж - с виду порядочный человек - уже потерял первую жену, а его дочь относится к мачехе с той же приязнью, сколько среднестатистический подросток с Улицы Вязов к Фредди Крюгеру. И есть за что - Джулия шалила инцестом со своим братом-уголовником...
Пропажа брата не даёт Джулии покоя. И, поднявшись как-то на чердак она обнаруживает самый мерзкий в своей жизни сюрприз - лишённого кожи и большей части мышц человека, с хриплым воем "ДЖУЛИЯЯЯЯЯ!!!!" вцепившегося ей в ногу. Подавив все потуги к рвоте, поносу и нецензурным выражениям, порочная дамочка заставляет себя выслушать слова уродца и узнаёт шокирующую правду: это - Фрэнк! Её любимый братик Фрэнк!
Фрэнк сбежал от сенобитов, и как он это сделал, пытается понять до сих пор. Воистину адскими усилиями он загнал свою душу в жалкие останки своего тела, погребённые под дощатым полом чердака. Как уж он воскрес - до сих пор гадаю три мудреца, утопленные в грозу Джейсоном Вурхисом собственном тазу.
Порочная сестрица решает помочь возлюбленному братцу обрести плоть. Заманивая в дом мужчин, она убивает их, отдавая мышцы и кожу Фрэнку. Постепенно он всё больше становится похож на человека (хотя как бы не был страшен он без кожи, живой он уродливей). Но о жутких махинациях узнаёт дочурка Керсти. Фрэнк и Джулия решают её убрать... но Керсти оказалась резвой и быстренько нашла шкатулку...
Кое-как оправившись от шока - последствия путешествия в Ад и знакомства с пантеоном сенобитов во главе с гвоздоголовым Пинхедом - Керсти решает выдать им Фрэнка. Сенобиты дают ей шанс, но с одним условием: если что-то пойдёт не так - "мы разорвём твою душу на мелкие кусочки"...
Зловещий, атмосферный британский хоррор в лучших традициях жанра. Переход в Ад и сенобиты, вкожанных пальто и утыканные металлическими садисткими принадлежностями - великолепны, породили целую волну подражаний. Пинхед - настоящий Дьявол, изувер, садист и владыка с чёрными, бездонными глазами. Ключевые персонажы - Фрэнк, Джулия, Керсти и её отец - играют более чем убедительно. Финалд эффектен, а появление самого Сатаны в обличие бомжа не смешит, а пугает и напрягает. Зловещий и интригующий оркестровый саундтрек достоин воьмёрки. Его автор - Кристофер Янг, круто обосравшийся в "Кошмаре №2", сделал настоящее творение, которое можно поставить в один ряд с композициями Дэнни Элфмана и Джерри Голдсмита (кстати, для второго фильма Янг переработал саундтрек, сделав его мощнее и агрессивнее). Фильм - однозначный супер-хоррор и тоже состоит в списке фильмов, обязательных к просмотру до смерти для любого уважающего себя психопата.
10 из 10 Count Marchozeus