Простая история или как Дэнни Бойл снимал индийское кино.
Американская киноакадемия, считающаяся самой весомой и значимой во всём мире, в очередной раз поразила меня до глубины души не справедливо розданными «Оскарами». Благодаря самому, что не на есть «мудрому» решению компетентного жюри, львиную долю статуэток сумел получить фильм «Миллионер из трущоб», режиссёром которого является уже не мало известный Дэнни Бойл. Успех данной картины можно было предсказать ещё заранее и все ожидания оправдались. Публика охотно приняла не затейливую и вполне себе лёгкую работу, обладающую практически всеми чертами индийского наивного фильма, а Бойла воздвигла на пик популярности. При таком мало внушительном, по голливудским меркам, бюджете, режиссёру удалось весьма талантливо и со вкусом экранизировать роман писателя Викаса Сварупа «Вопрос-ответ», развернув пред зрителем приятное глазу действо, напрочь лишённое заумных сюжетных ходов и какой-либо мощной смысловой нагрузки.
Действие фильма развивается в Индии, стране, население которой большей своей частью зачахло в невежестве, нищете, болезнях и прочих невзгодах, свойственных мало развитому азиатскому государству. Однако картина не изобилует через чур уж шокирующими сценами жизни индийцев, так как подобное может запросто отпугнуть рядовых зрителей, составляющих основную часть публики, на которую и ориентирован «Миллионер…». Сценарий прежде всего акцентируется на отношениях между людьми и их судьбах, в частности на судьбе главного героя — Джамаля, которая подаётся зрителю отдельными кусками, в итоге объединяющимися в единую весьма мелодраматичную историю. Старательно завуалировав до безобразия простой сюжет, создатели фильма всякими средствами попытались предать ему хоть какую-то философическую не обычность, ссылаясь на самый что не на есть надуманный факт — провидение (воля судьбы).
Герой своей душой и телом произрастает из трущоб, тем самым олицетворяя весь простой народ и нищету. Глядя на то, как Джамаль рано или поздно добивался своей цели, пройдя через не малое число испытаний, простые люди из трущоб воодушевлялись этим стимулом и надеждой на светлое будущее, на то, что возможно и им предстоит столкнуться с провидением, снизошедшем до таких ничтожеств, как они. С другой стороны, отбрасывая даже волю судьбы и через чур уж мистическое, и возвышенное истолкование всего фильма, можно заявить: нищета тоже на что-то способна, вот вам пример, отбросьте все предрассудки и удивляйтесь, это не возможно, но это так. Главный герой пожалуй стал целой легендой, продолжение которой все ждали услышать. Толпы мало богатых людей словно одержимые какой-то силой бросались к экрану и с упоением смотрели игру «Кто хочет стать миллионером», а главное верили в победу Джамаля, про себя, а может быть и вслух говоря: «Ведь он один из нас, ведь он так же, как и мы из трущоб». Именно поэтому картина «Миллионер…» возымела огромное влияние на низшие слои общества, подарив им надежду.
Несмотря на присутствие в фильме некоторой доли насилия, он выдался очень позитивным, наполненным исключительно положительными эмоциями. Это выражается в достаточном количестве мелодраматических сцен, поставленных весьма ярко с обилием света. Бойл изначально не стремился создать напряжённую атмосферу в фильме, заполняя видеоряд мрачными и зловещими моментами, а наоборот приукрасить его не тревожащими сознание зрителя сценами, однако заставляющими его переживать за героев. Динамичность фильма — вот в чём его преимущество, однако казалось бы такая положительная черта, как динамичность, ни коим образом не создаёт некую реалистичную объёмность происходящего, на это попросту не хватило экранного времени.
Главной темой фильма стала конечно же банальная история любви, что не удивляет. Как трогательно смотреть на героя, который на столько одержим столь прекрасным чувством, что готов пойти на всё, что бы отыскать ту единственную, ту, что так давно утратил… Но нет, нас, настоящих любителей умного кино такими вещами не проймёшь. Лично я с отстранённым равнодушием наблюдал за ничтожными потугами Джамаля, насмехаясь над этим наивным глупцом и его жалкими идеалами. Зато не удивительно какое удовольствие получили толпы сентиментальных зрителей, с упоением смотрящих это убогое в плане смысловой нагрузки действо. И даже такой перспективный режиссёр, как Бойл ни как не смог предать картине значимой идеи, с которой бы она могла выйти в свет, а лишь ограничился не плохой постановкой индийского наивного фильма, за что и получил явно завышенную награду, а на самом деле не был её достоин. Лично я ни сколько не сомневаюсь, что Бойл может снять действительно серьёзный и оскороносный фильм в номинации «лучший режиссёр», но пока ему представлялась такая возможность.
Место оператора при съёмках «Миллионера…» занял Энтони Дод Мэнтл, который сумел качественно запечатлеть все действия актёров на плёнке. Те ракурсы, которые выбрал Мэнтл смотрятся довольно-таки не типично и превосходно вписываются в рамки сценария и всей постановки. Мэнтл сумел чётко понять какой съёмки требует сам сюжет и воплотил её в реальность, за это и был удостоен «Оскара» за операторскую работу. Музыкальное сопровождение в фильме получилось очень разнообразным. Хотя преобладают здесь конечно же индийские песни, например «Jai Ho», благодаря которой фильм «Миллионер…» получил ещё одну статуэтку. Так же многих зрителей безусловно порадует запоминающаяся мелодия программы «Кто хочет стать миллионером».
Переходя к обсуждению актёрской игры, надо прежде всего заметить, что образы героев собирательны, то есть играют их разные актёры, в связи с тем, что персонажи взрослеют, поэтому довольно трудно оценить актёрскую каждого из них. Но безусловно самая важная часть жизни Джамаля досталась актёру Деву Пателю, который сумел весьма естественно вжиться в предоставленный ему не заумный образ, раскрывая своего героя. Детская игра, лично по моему мнению, выглядит так же достаточно серьёзно и правдоподобно. Самым харизматичным героем в фильме является без сомнения ведущий программы «Кто хочет стать миллионером» в исполнении Анила Капура. Прочие актёры сыграли так, как должны были сыграть. Нет смысла пытаться охарактеризовать их, так как их роли очень мало значительны.
Финал фильма безусловно можно было предсказать ещё в самом его начале. Такая картина просто не может кончиться плохо, так как это сильно ударит по зрителям и соответственно по карманам создателей «Миллионера…». Поэтому завершается он самым что ни на есть банальным и глупым способом, который полностью уничтожил всё уважение к данной работе. Наличие в финале самых давно «избитых» клише, например гибель одного из главных героев, отвратительно сказалось на всём фильме в целом, сделав его в ещё большей степени попсовой мелодрамой. Хотя не подкреплённый ни каким эпизодом из жизни Джамаля ответ на последний вопрос в игре, отлично подкрепил идею предначертания сего факта судьбой, а так же всей этой истории в целом.
Итог: слабая картина, на «Оскар» ни как не претендующая и предназначенная в основном для рядового зрителя.
30 из 100