Sakura no mori no mankai no shita
Под сенью цветущих вишен
Masahiro Shinoda
1975
Весной, когда расцветает японская вишня (сакура), тысячи людей собираются полюбоваться на это зрелище. Японцы отмечают цветение вишен как праздник. Отправляются на пикники, располагаются под цветущими деревьями с семьёй или друзьями, выпивают, закусывают и... любуются. Любование распустившимися цветами сакуры называется Ханами, это древняя японская трациция. Говорят, что глядя на опадающие бело-розовые лепестки, человек испытывает некую необъяснимую печаль, прозрачную и светлую, как цветки вишни. Возможно, цветение вишни напоминает людям о недолговечности сущего, мимолётности бытия.
Авторы фильма, однако, смотрят на ханами иначе. Любование цветением сакуры, утверждают они, - сравнительно новое явление. Когда-то давно, столетия назад, цветущие вишни повергали людей в неописуемый ужас. Считалось, что случайный путник, оказавшийся один под сенью цветущих вишен, неминуемо потеряет рассудок.
Итак, мы отправляемся на сотни лет назад, в горы, где расцвели вишни, и воздух полон таинственным, сводящим с ума гулом летящих лепестков. Полудикий лесной разбойник убивает путника и уносит в своё логово его жену. Однако с первых же минут встречи их роли меняются неожиданым образом. Похищенная женщина утирает слёзы, и мгновенно превращается из безропотной жертвы в грозную повелительницу. Её хрупкая, но властная ручка подчиняет разбойника своей воле. Он превращается в верного и покорного раба, готового на всё ради благосклонного взгляда, нежной ласки красавицы. Любое её желание - закон, а желания её становятся всё более жуткими...
Это притча, в которой мужчина предстаёт похотливым животным, а женщина - паучихой; и разрушительная, смертоносная связь между ними заставляет с другой стороны взглянуть на взаимоотношения между мужчиной и женщиной, и на истинную роль женщины в обществе и мироздании.
Мечтательное, даже сказочное настроение фильма подчёркивает притчевость, многослойность повествования, богатство подтекстов. А "не от мира сего" завораживающая композиция и колористика Масахиро Синоды доводит весьма неоднозначные философские корни фильма до зримого и ощутимого совершенства истины.